Культура Беларусии в XVII – XVIII вв

В связи с тем, что во второй половине XVII-XVIII вв. условия развития для национальной белорусской культуры резко ухудшились, было усилено окатоличивание и полонизация жителей восточных земель. Белорусский язык понемногу вытеснялся из государственного делопроизводства, в итоге он был просто запрещен. Постановлением сейма в 1696г. был внедрен польский язык. В дальнейшем усиливалось ущемление прав православных, в 1668г. Сейм запретил переходить из религии католицизма в другие вероисповедания, а православной шляхте, священникам и мещанам и вовсе был запрещен доступ в ограны власти.

До середины XVIII в. большинство школ пренадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность протестантских школ, преподование велось на латыни. Центрами образования в то время были Полоцкая Иезуитская коллегия и Виленская Иезуитская академия.

Одним из выдающихся представителей литературы Белоруссии того времени являлся Симеон Полоцкий (1629-1680гг.). С.Полоцкий создавл рукописные сборники («Рифмологион», «Ветроград многоцветный»), писал на трех языках — латинском, старославянском и белорусском. Большая часть жизни писателя была связанна с Москвой — он был воспитателем для царских детей, также основал Славяно-греко-латинскую академию и типографию в Кремле.

Примерно в это же время проявились особенности стиля барокко. Повсюду строились помпезные костелы и замки. К ним же относятся бернардинский, бригидский костелы в Гродно, Монастырский костел в Жировичах и другие.

В общественно-политической мысли доминировала схоластика.

Во второй половине XVIII в. начали проникать философские идеи западно-европейских просветителей. Некоторое время спустя и в Белоруссии начали появляться ученые-философы, разделявшие идеи французов. Широкую известность получил церковный деятель Г.Конисский, главными ценностями которого были естественные наруки и их роль в природе.

.
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий