Принятие христианства на землях Беларуси

Как известно, в 988 году киевский князь Владимир провозгласил христианство официальной религией своего государства. Дело было за малым. Донести эту мысль во все концы Руси. А концов было много, и далеко не все из них, радостно восприняли княжескую инициативу. Поэтому часто приходилось применять насилие. Как говорили в те времена, Русь крестили «огнем и мечом».

На земли современной Беларуси христианство приходило разными путями. В Полесье, вотчину дреговичей, новую религию удалось принести мирным путем. Существует легенда о каменных крестах, приплывших по Днепру и Припяти прямо от Киева, и обагривших кровью воды в районах Турова и Пинска. Пораженные таким зрелищем полищуки приняли новую веру. Тех кто не принял, убеждали военные формирования из Киева.

Несколько по другому процесс христианизации пошел в землях кривичей. Кривичи никогда не были абсолютно подчинены Киеву. А столица их Полоцк старался вести обособленную политику. У Киева не было достаточно военных сил для силового решения вопроса.

Однако, в Полоцке понимали, что принятие христианства неизбежно. К тому же оно несет определенные выгоды. Развитие культуры и письменности, поддержание отношений с соседними, уже христианскими странами. Ведь на тот момент все соседи кривичей, кроме Литвы, уже хрестились.

Первыми известными христианами Полоцка были княгиня Рогнеда ( в крещении Анастасия ), и ее сын Изяслав. Изяслав был человеком набожным и сделал немало для развития письменности и наук в Полоцке.

В 992 году была создана Полоцкая епархия на землях кривичей. Несколько позже в Турове была создана епархия для дреговичей. Дольше всех процессу христианизации сопротивлялись радимичи. В их земле, Смоленском княжестве, епархия организована была только в 12 веке.

Через христианскую культуру Беларусь вошла в европейскую цивилизацию. Постепенно искоренялись такие пережитки язычества, как многоженство, кровная месть, языческие жертвоприношения.

На землях Беларуси стали появляться каменные архитектурные сооружения, наиболее величественным из которых, бесспорно, является храм Святой Софии в Полоцке над Двиной.

При церквях и монастырях были школы. Там же переписывались книги. Образованные монахи были советниками князей в государственных делах.

Автор: sindbad2012

.
Запись опубликована в рубрике История с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий